История кэндо | Клуб кэндо КЭН

История кэндо

В отличие от многих иных дисциплин своей современной стандартизированной формой кэндо обязано усилиям не одного человека, а коллективному опыту и умению многих людей; и средневековые воины, и рядовые жители оказали влияние на создание современного кэндо.

Кэндо (путь меча) — японское воинское искусство, основанное на техниках использования двуручного самурайского меча, имеет длинную и богатую историю. Фехтование мечом с прямым, единоострым лезвием было заимствовано из Китая (589 г. — 618 г.). В девятом веке сражения на лошадях привели к использованию мечей с более длинными изогнутыми клинками, и эти обстоятельства заставили отказаться от китайского стиля боя, характеризующимся захватом меча одной рукой, в пользу двуручного хвата.

С установлением власти сёгуна Минамото в XII веке и усилением влияния военной аристократии искусство владения мечом приобрело особое значение. Тогда и зародился культ оружия и людей, в совершенстве владеющих техникой фехтования. Меч стал олицетворять душу владельца, а техника владения относилась к «данной богом».

В середине эпохи Муромачи (1333 г. — 1568 г.) мастера, в совершенстве владевшие фехтованием, стали открывать школы для обучения боевым искусствам.

После продолжительного периода войн в начале XVII века сёгуном Токугавой был установлен общенациональный мир, и искусство владения мечом становится привилегией только самураев и аристократии. Оно сливается с «Бусидо» — моральным кодексом японских воинов и становится стержневой дисциплиной в воспитании самураев.

В кэндо появлялись различные школы, направления, наставники. В конце XVII — начале ХVIII веков стали использоваться защитные приспособления – нагрудник, шлем, перчатки; был изобретен бамбуковый меч.

После революции Мэйдзи (1868 г.) ношение меча было запрещено, и кэндо превратилось в спорт. Сейчас во многих японских школах кэндо является факультативным предметом, а в колледжах и университетах обязательно есть свои клубы кэндо. Все большее количество японцев, включая женщин, занимается этим видом единоборства, и не будет ошибкой сказать, что кэндо – самый популярный традиционный национальный вид спорта в Японии.

С 1911 г. кэндо включено в программы физического воспитания в средних школах. Однако в конце Второй Мировой войны оккупационные власти запретили кэндо, как милитаристскую дисциплину. Запрет длился до 1952 г. После окончания периода оккупации была образована Всеяпонская Федерация Кэндо и в 1957 г. кэндо было возвращено в средние школы. С 1989 г. приблизительно 7 миллионов японцев практикуют кэндо. В настоящее время кэндо все больше набирает популярность. Многие миллионы людей во всем мире занимаются этим искусством. Раз в три года проводятся Чемпионаты мира по кэндо. С 1998 г. в международных соревнованиях принимает участие и Россия.

О кэндо

Понятие «Кэндо» (“Путь меча”) — в Японии является синонимом благородства. С момента возникновения сословия самураев в восьмом веке военные искусства стали высшей формой обучения. Из всех видов воинских искусств самураи более всего почитали «Кэндзюцу» – искусство владения мечом. Дело в том, что меч в Японии издавна был объектом поклонения, а после того как появилось сословие самураев, меч («кэн») стал неотъемлемой принадлежностью и основным оружием воина. Меч – символ сословия самураев, душа воина. В Х-ХII веках родилось и искусство владения мечом – кэндзюцу, занятие которым становится обязательным для самураев. Единственной целью поединка того бурного времени было поражение врага. Ранг самурая и, следовательно, его жалованье также зависели от того, насколько умело он владел мечом. Искусство воина определялось количеством взмахов мечом для поражения противника. Естественно, что идеальным признавался смертельный удар одним взмахом.

Сплав основных религиозных философий Японии — Синтоизма, Буддизма, Конфуцианства с воинским искусством, послужил благодатной почвой для духовного развития и перехода от техники владения оружием только для достижения победы к самосовершенствованию через мастерство владения мечом.

Чтобы практиковать Кэндо, человек должен преодолевать себя, переносить тяжесть изматывающих тренировок и сохранять хладнокровие перед лицом опасности. Путь меча означает не только фехтовальную подготовку, но также и жизнь согласно кодексу чести.

Большое влияние на философию кэндо оказали постулаты кодекса самураев – «Бусидо». В этом кодексе акцент делается на такие качества, как верность, готовность к самопожертвованию, справедливость, духовная чистота, скромность, честь. Огромное внимание уделяется духовному совершенствованию. Считается, что, только победив себя можно побеждать других. Ценится духовное превосходство, а не преимущество в грубой силе.

Природа кэндо носит духовный характер. «Путь меча» в своей основе выражает волю преодоления жизненных невзгод, но значительно глубже этой задачи коренится жажда человека совершенствовать собственный характер и жить достойной жизнью. Меч — всего лишь средство совершенствования духа, поддержания собственных нравственных основ, углубления собственной личности и выработки нравственности. Непременным залогом успеха в кэндо является открытость, искренность человека. Иначе говоря, истинная задача кэндо состоит в разрешении жизненных проблем, не обнажая меча.

«Меньше агрессии» – часто повторяют на тренировках учителя кэндо тем, кто ожесточенно атакует противника. Главное в кэндо – не стремление к победе, а воспитание здорового духа и формирование крепкого организма. Учителя (сэнсэи), наставники не случайно ставят на первое место дух. Слово «Кэндо» записывается двумя иероглифами: «Кэн» (меч) и «До» (путь). Это связано с философскими понятиями системы дзэн-буддизма. «Путь» означает духовное совершенствование человека, которое достигается, в том числе, и медитацией. Кэндо – это и есть один из видов медитации в движении.

Для обретения внутреннего спокойствия и душевного равновесия необходима полная отдача во время тренировок и поединка. «Благодаря занятиям кэндо все мелочное, агрессивное в нашей натуре исчезает. Нужно быть справедливым не только в зале для занятий кэндо, но и дома, в обществе, постоянно исправляя в себе все неблагородное» — так говорят учителя кэндо.

Таким образом, основная цель в кэндо – победа не над противником, а над самим собой, над своими слабостями, пороками. Человек, занимающийся кэндо, ищет свой путь с мечом в руках – мечом, не повергающим, а защищающим. Учителя этого японского искусства говорят: «Лишь только когда ты, взяв в руки меч, почувствуешь, как спокойствие и мир наполняют твое сердце, поймешь, что чего-то достиг».

001

002

003