Начинающим | Клуб кэндо КЭН

Начинающим

Додзё
  • Место, где проходили занятия кэндо, считалось божественным, а в самом додзё всегда витал дух святости. С течением времени сложились особые, строго регламентированные правила поведения в зале кэндо — своеобразный этикет поведения человека в додзё, он соблюдается и поныне.
  • С японского «Додзё» переводится как “Место пути”. Поэтому это слово используется для обозначения места тренировок по различным боевым искусствам, таким как кэндо, дзюдо, айкидо и т.д.
  • Додзё — это место, где изучается и практикуется путь чего-либо, пока он ведет нас к просветлению. Додзё — это место, где мы дисциплинируемся и совершенствуемся. Этому месту необходимо оказывать должное уважение.
  • Занимаются кэндо для того, чтобы стать лучше. Поэтому место, где практикуют кэндо, не должно быть наполнено негативными проявлениями нашей сущности. Напротив, “чистота”, “честность”, “достоинство”, “уважение” и желание работать над улучшением себя – это и есть настрой на созидание, настрой, с которым и необходимо приходить в додзё и тренироваться.
  • Додзё — это место для тренировок. В более общем смысле это место, где мы дисциплинируем и совершенствуем себя.
    В этом понимании додзё может быть где угодно.
    И наш дом может быть додзё. Даже улица может быть додзё. Если мы называем спортзал додзё, то должны оказывать ему уважение.
    Додзё содержится в чистоте.
  • Мы выражаем нашу признательность и уважение додзё.
    Делайте поклон додзё, когда входите. Делайте поклон додзё, когда выходите.
  • Если мы постараемся понять, что означает додзё, тогда будет легче усвоить правила поведения (этикет), принятые в нем.
  • Додзё в написании иероглифами означает “место практикования пути”. При этом не важно, какое именно боевое (и не только) искусство в нем практикуют. Просто люди называют место тренировки “Додзё”.
  • Додзё — это там, где мы тренируем себя, чтобы стать лучше.
  • Мы должны следовать этикету, принятому в додзё, где бы мы ни тренировались.
  • Что в додзё принято:
    – делать поклон, входя в додзё или выходя из него;
    – снимать при входе в додзё уличную обувь, головные уборы, а также верхнюю одежду (пальто, куртка, т.д.);
    – стоять, сидеть либо в положении «сэйдза», либо в положении «агура» (нельзя сидеть с вытянутыми ногами, с
    поднятыми коленями, также нельзя лежать на полу)
    Необходимо сделать поклон, когда входите в додзе и когда выходите из него.
    Остановитесь у входа и сделайте поклон. Это показывает ваше уважение к додзё, к тому месту, где вы тренируетесь, чтобы стать лучше. Кроме того это готовит вас к тренировке.
Додзё (некоторые правила поведения)
  • При входе в додзё снимается уличная обувь.
  • Войдя, сделайте поклон додзё и всем присутствующим.
  • Приходите чуть раньше начала занятий, чтобы успеть спокойно переодеться. Одежда, в которой вы занимаетесь, должна быть аккуратна и опрятна.
  • До начала тренировки не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Настройтесь на занятие.
  • Влажная уборка полов перед занятием является неотъемлемой частью тренировки.
  • Если вы опоздали, и тренировка уже началась, дождитесь разрешения (того, кто проводит занятие) войти в зал.
  • Во время занятия все действия начинаются и заканчиваются по команде наставника (сэнсэя), старшего ученика или инструктора, ведущего занятие.
  • Перед выполнением каждого упражнения необходимо приветствовать своего партнера поклоном, произнося «онэгаисимас» (пожалуйста, потренируйтесь со мной) и благодарить по окончании упражнения поклоном и словами «доомо аригатоо-годзаимасита» (большое спасибо).
  • Когда сэнсэй или старшие ученики демонстрируют технику, смотрите внимательно и не отвлекайтесь.
  • Если вы не знаете что делать в той или иной ситуации, ориентируйтесь на старших учеников и старайтесь повторять за ними.
  • Поклон партнеру выполняется в начале и в конце поединка (выполнения упражнения).
  • При необходимости пройти в зал, людей, находящихся на вашем пути, необходимо обходить сзади. Если все-таки нужно пройти перед ними, то сначала выполняется небольшой поклон и вытягивается вперед рука.
  • Нельзя трогать (и, тем более, брать) чужие богу (снаряжение) и синай (меч).
  • Выйти из зала во время тренировки можно только с разрешения ведущего занятие.
  • Занимающиеся должны содержать свою форму в чистом, аккуратном состоянии. На время тренировки все украшения должны быть сняты.
  • Ни при каких обстоятельствах нельзя переступать через меч, свой или чужой.
  • Занимающиеся должны заботиться о месте тренировки («Додзё») как об особом и уважаемом месте.
  • Относиться к партнеру нужно с доверием и уважением. Недопустимо проявление враждебного отношения к оппоненту, как при выполнении упражнений, так и в поединке.
  • Основной целью кэндо является не победа или поражение, а совершенствование характера занимающегося.
  • После окончания занятий аккуратно сложите свою экипировку и уберите оружие.
  • Вопросы, возникшие у Вас, можно задать после тренировки.
  • Уходя, выполните поклон додзё.
  • Додзё — это не обычный спортзал. Сюда приходят не для самоутверждения, а для того, чтобы развивать и очищать свой ум, тренировать тело и укреплять дух. Особый настрой, сочетающий искренность, взаимное уважение и скромность, создает психологический климат, необходимый для успешного обучения и безопасности каждого.
  • Помните о том, что следование правилам этикета в додзё – это также часть обучения и, кроме того, проявление вашего уважения к искусству, которое Вы практикуете, к вашим наставникам, партнерам. К самому себе.
Этикет
  • Кэндо начинается с этикета, так как этикет в кэндо — это секрет достижения правильного понимания происходящего и ключ ко всему, что придется видеть, слышать и делать в додзё.
  • Кэндо начинается с «рэй», и заканчивается «рэй». Это высказывание распространяется на все виды классических боевых искусств Японии. Ритуал позволяет организовать и настроить вас на занятие. Основа ритуала кэндо — уважение к мечу, к наставнику, к партнерам, к месту, в котором проходят занятия. К самому себе.
  • «Рэй» — это поклон, посредством которого мы выражаем благодарность. Когда вы входите в додзё, вы делаете поклон. Когда вы уходите из додзё, вы делаете поклон.
  • Поклон показывает ваше уважение и признательность (в данном случае месту, в котором Вы следуете «Пути»).
  • Так же поклон выполняется «Сёмэн» (лицевая главная часть зала, обычно с флагом клуба) и партнёрам.
Техника
  • Кэндо — это искусство соединения занимающимся в одно целое боевого духа, техники владения мечом и правильного использования тела. Конечно, и в других видах спорта результат зависит от возможности спортсмена прогнозировать ситуацию, от его воли и технической подготовки. Но в кэндо эти факторы играют особенно важную роль.
  • Поединок в кэндо требует нанесения сопернику мечом «результативных» ударов с соблюдением соответствующих правил. Поэтому во время занятий кэндо большое внимание уделяется изучению «базовых техник»: «камаэ» (позиция, стойка), «аси-сабаки» (техника передвижения ног), «субури» (большие, широкие многократные движения меча).
  • Во время поединка требуется четкое нанесение удара: не бесцельное махание мечом, а быстрый, сильный, аккуратный, с вложенным в него боевым духом, удар точно в цель, выполненный правильно технически. Кроме этого необходимо соблюдение еще двух условий: во время нанесения удара баланс всего тела не должен быть нарушен, удар должен быть «зафиксирован».
  • Еще одной отличительной чертой кэндо является то, что атака и оборона являются одним целым. В кэндо важно не обороняться ради защиты, а нападать, реагируя на атаку соперника. Таким образом, кэндо — это искусство одновременной атаки обоих противников.
  • Искусство владения мечом и телом состоит в безошибочном предугадывании следующего движения противника для проведения успешной атаки. В кэндо не допустимы «случайные», бесцельные движения.
Поединок
  • Если во время поединка хоть на мгновение опоздать с ударом, поколебаться или не успеть объединить боевой дух, технику владения мечом и движение тела в единое целое — тут же последует точный удар противника. Следовательно, можно утверждать, что самым важным во время поединка является умение и способность соединять эти составляющие в одно целое в нужный для проведения «результативной» атаки момент.
  • Говорят, что внутри каждого из нас существуют трусость и храбрость, и эту свою трусость каждый должен победить. Поединок с противником — это поединок с собственной трусостью и малодушием.
  • Во многих видах спорта и боевых искусствах необходима концентрация на достижении результата, но в кэндо, в котором победу решает лишь мгновенье, как нигде требуется предельная концентрация и внимание. Чем больше тренироваться, тем выше становится умение соединять все свое внимание и концентрацию на движении для нанесения точного и правильного удара.
  • Даже во время очень трудного поединка нельзя терять самообладания. Необходимо сохранять спокойствие при оценке ситуации и смело действовать исходя из этой оценки.
Экипировка
  • Оружие в кэндо:
    – бамбуковый меч («Синай»), состоит из четырёх бамбуковых пластин, соединённых вместе двумя кожаными наконечниками;
    001-синай-1001-синай-2
    – длинный меч из массива древесины («Боку-то»), обычно изготавливается из граба, амаранта или японского дуба;
    002-бокуто-1002-бокуто-2
    – короткий меч («Вакидзаси» или «Сёто») из массива древесины тех же пород.
  • Одежда:
    – куртка, обычно тёмно-синего цвета («Кэндоги»);
    003-кэндоги
    – юбка-брюки («Хакама») такого же цвета с семью складками, складки символизируют и напоминают о семи добродетелях;
  • 004-хакама

  • Защитное снаряжение:
    – маска для защиты головы, плеч и шеи («Мэн»), под маску надевается повязка из хлопка («Тэнугуи»);
    005-мэн-1005-мэн-2006-тэнугуи
    – изогнутая пластина для защиты области груди и живота («До»);
    007-до
    – пояс-юбка для защиты бёдер и паха («Тарэ»);
    008-тарэ
    – защитные перчатки («Котэ»)
    009-котэ
  • Тренируются в кэндо без обуви, босиком.
  • Непосредственно на тело сначала надевается «Кэндоги», изготавливаемое из высококачественного хлопка, затем — «Хакама» (из хлопка или смесовой ткани).
    И «Кэндоги», и «Хакама» — очень удобная одежда. Ткань, из которой они сшиты, красят традиционным японским способом в тёмно-синий цвет.
  • Последовательность надевания защитного снаряжения:
    – «Тарэ»;
    – «До»;
    – «Мэн»;
    – «Котэ».
  • «Синай» был разработан около 1750 года. Он изготовлен из четырех отполированных стержней бамбука. В зависимости от пола и возраста фехтовальщика, применяются мечи разной длины и веса.
    Мужские мечи чуть тяжелее женских.
     

     
    010-зеккэн010-тарэ+до+мэн010-мэн+котэ
Кендо (некоторые термины)
  • Atoh – Ато: Назад
    Ashi – Аси: Ступня
    Ashi sabaki – Аси-сабаки: техника работы ног
    Ayumi ashi – Аюми-аси: Скользящий шаг (подобен шагу, используемому при обычной ходьбе)
    Ai–Chudan–no-kamae: Оба спортсмена находятся в «средней» стойке
  • Bokken – Бокен: Деревянный меч
    Bokuto – Бокуто: Деревянный меч
    Budo – Будо: Японские боевые искусства
    Busido — Бусидо: Путь Воина
    Bogu– Богу: Доспехи (защитное снаряжение)
  • Chika-ma: Близкая дистанция
    Chu­dan no kamae – Тюдан-но-камаэ: «Средняя» стойка
  • Dan – Дан: Ранг (Ступень)
    Doomo ari­ga­too goza­im­a­sita: Очень большое спасибо
    Do – до: Тело, нагрудник; цель удара
    Datotsu – датоцу: Рубящий или колющий удар
    Дэбана-вадза: Техника опережения атаки противника
  • Fumi komi ashi: Шаг вперед с акцентом (ударом) при постановке ноги на поверхность
  • Hai: «Да», согласие
    Hajime: Команда «Начать»
    Hakama: Широкие брюки-юбка со складками
    Hidari – Хидари: Лево
    Hiki waza – Хики-вадза: Техника движения назад, атака с движением назад
    Hiraki ashi – хираки-аси: Шаги в сторону
  • Issoku itto no maai – иссоку итто но маай: Дистанция, при которой фехтовальщик может атаковать, сделав один шаг
  • Jigeiko – дзигэйко: Свободный поединок
    Jodan no kamae – дзёдан-но-камаэ: Cтойка с положением меча над головой
  • Kaeshi waza – Каэси-вадза: Техника отражения меча оппонента
    Kamae (te) – Камаэ: Защитная стойка
    Kata – Ката: формальные упражнения, содержащие основные технические принципы
    Katana – катана: Меч (Tachi)
    Keiko: Упражнение
    Какаригэйко: Практика, при которой можно наносить любые атаки
    Keikogi – кэйко-ги: Куртка
    Kendo – Кендо (Кэндо): Искусство владения мечом (путь меча)
    Кэндзюцу: Искусство меча
    Kensen: Кончик меча или синая
    Ki – Ки: Дух, ментальная энергия
    Kiai – Киай: Проекция воинского духа в голосе или крике
    Кигурай: Гордость, достоинство
    Kihon – Кихон: Базовая техника; основы, азы боевого искусства
    Kiri kaeshi – кирикаэси: Упражнение, в котором наносится серия ударов мэн
    Kote: Защитная перчатка, предплечье; цель удара
    Kyu: Ранг новичка
  • Ма-ай: безопасная дистанция между двумя противниками
    Mae: впереди, вперёд
    Men – Мэн: Защитное приспособление для головы, маска; цель удара
    Мэн-бутон: Матерчатая часть мэна
    Мэн-ганэ: Решётка мэна
    Migi – Миги: Право
    Mokuso: Медитация
    Мэцукэ: Точка, куда направлен взгляд
  • Nidan waza – Нидан-вадза: Техники двойной атаки
    Nuki waza: Техника уклонения от атаки противника
  • same to: Ножны для меча, вкладывание меча в ножны
  • Oji waza – Одзи-вадза: Техники контратаки
    Ooki: Большой
    Okuri ashi – Окури-аси: Скользящий шаг с ведущей правой ногой
    One­gaishi­masu: Пожалуйста (потренируйтесь со мной)
  • Rei: Поклон
  • Сагэ-то: Положение, при котором синай держится с левой стороны
    San­dan waza: Трёхшаговая техника
    Sayu men: Боковой удар мен (Yoko men)
    Seiza: Обычное положение сидя на коленях
    Seme: вход в пространство противника
    Sem­pai: Старший ученик
    Sen­sei: Учитель
    Seretsu: Выстроиться в линию
    Shiai – Сиай: Поединок (Матч)
    Shikake waza – сикакэ-вадза: Техники атаки
    Shi­nai – Синай: Бамбуковый меч
    Shizen­tai – сидзэнтай: Естественная позиция стоя
    Shomen – Сёмэн: Центральная часть мэна
    Sonkyo: положение сидя (на корточках)
    Sub­uri – Субури: Практика отработки маховых движений
    Suki – Суки: Место, открытое для атаки; незащищённые места
    Cуриагэ-вадза: Техники восходяще-скользящего отражения
  • Tai: Тело
    Taiatari – тайатари: Столкновение тел
    Тайто: Положение, когда синай держится на уровне бёдер
    Tare – Тарэ: Набедренный протектор
    Tenugui – тэнугуи: Традиционное полотенце, защищающее глаза от пота, а голову от натирания маской
    Tenouchi – Тэноути: Сбалансированная сила рук в момент рубящего или колющего удара
    Tsuba – цуба: Гарда меча
    Tsuka – Цука: Рукоятка меча
    Tsuki: Атака в область горла
  • Цуру: Центральная струна синая
  • Uchi – Ути: Удар
    Uchioto­shi waza – утиотоси-вадза: Техники, при которых вы наносите удар по синаю противника в момент, когда он атакует, и немедленно контратакуете
  • Waza – вадза: Техники
  • Yame: Команда «закончить»
  • Zan­shin – дзансин: Ментальная и физическая готовность к ответу на атаку противника

 

Китайские и японские числительные

Китайские числительные Японские числительные
1 и’ти хито’цу
2 ни фута’цу
3 сан ми’ццу (ми’цу)
4 си (ён) ёццу (ёцу)
5 го ицу’цу
6 ро’ку му’ццу (му’цу)
7 си’ти (на’на) нана’цу
8 ха’ти я’ццу (я’цу)
9 кю: (ку) коконо’цу
10 дзю то’о

001

002

003